Технология окружает нас со всех сторон, поэтому неудивительно, что она проникла и в фильмы, и в сериалы. Однако нельзя сказать, что в кино её изображают правильно, особенно когда речь идёт о компьютерном взломе.
Ожидания и реальность
Взлом чаще всего изображается в виде яростной активности, а быстрая музыка нагнетает напряжение, в то время, как на экране мелькают какие-то окна. Но в одном из эпизодов фэнтези-сериала «Стрела» герои смогли продолжать свой «взлом» несмотря на то, что им не было видно их экранов, в результате чего эта смехотворная война хакеров превратилась в теннисный матч, в котором оба хакера отправляли друг другу электрические импульсы до тех пор, пока компьютер антагониста не взорвался.
Это, конечно, было притянуто за уши. Но взлом ради разрушения – это не выдумка, и его гораздо лучше смогли изобразить в техно драме «Мистер Робот«. В одном эпизоде протагонист Элиот использует подброшенное устройство для закачки программ в системы резервного питания, принадлежащие мрачной корпорации E Corp. Эти программы затем используются для вызова взрывов – что вполне допустимо, поскольку эти устройства обычно используют свинцово-кислотные батареи, способные испускать водород при перезаряде.
Но в большинстве случаев возможности MovieOS не отражают в должной мере возможностей или реального использования настоящих операционных систем. В кино бывает полезно провести черту между вымыслом и реальностью, но это может привести к проблемам при столкновении с ожиданиями людей, которые они возлагают на компьютеры, и их пониманием того, как работает взлом – особенно распространённые его виды, которым подвержены обычные люди.
Делая взлом реалистичным
Кроме MovieOS, которая обычно представляет собой специально разработанный набор из последовательностей статичных изображений или анимации, Linux – одна из любимых операционных систем у дизайнеров съёмок. Нужно очень много печатать, программы выдают непонятные результаты, и его часто используют «настоящие» хакеры.
Одна из наиболее популярных программ для демонстрации взлома в кино – это nmap, сканер, определяющий, кто именно использует компьютерную сеть. Nmap популярен, поскольку он выдаёт большую порцию текста, прокручивающегося на экране – примерно так, как мы привыкли представлять себе любое сложное компьютерное волшебство, и, теоретически, его можно использовать для широкого спектра взломов – например, поиска открытых портов, которыми можно воспользоваться – поэтому у него есть определённая заслуженная репутация среди гиков.
«Мистер Робот» даёт наиболее точное изображение взлома, признавая, что чаще всего самым слабым звеном в безопасности оказываются люди. Рассылая фишинговые электронные письма, выдавая себя за сотрудников компании, манипулируя другими социальными нормами и ожиданиями, хакеры часто достигают больших успехов, чем используя технические средства, и, учитывая, что последствия фишинга иногда оказывается значительными, неудивительно, что такие методы используются так часто.
Фильм «Кибер» в меру реалистично попытался показать, как фишинг электронной почты можно использовать для получения чьего-либо пароля, но вряд ли работник Национальной службы безопасности попался бы на такую уловку.
И всё же, в результате точного изображения подобной социальной инженерии в фильмах и сериалах у людей может появиться понятие о распространённых методах, что поможет им распознавать подобные попытки, пока ещё непоздно.
Опасность чрезмерной точности
Точное отображение также может служить источником проблем. После выхода фильма «Военные игры» в 1983 году в США приняли постановление о мошеннических компьютерных действиях и злоупотреблениях, боясь, что хакеры могут попробовать воспроизвести показанные в фильме атаки. Когда в фильме «Матрица: перезагрузка» в 2003-м продемонстрировали реалистичное использование утилиты nmap, отдел компьютерных преступлений Скотланд-Ярда в Британии выпустил пресс-релиз, предупреждая потенциальных хакеров об опасностях воспроизведения происходящего в фильме.
Изображение хакеров, борющихся с неким человеком или крупной компанией неоднозначных моральных принципов, романтизирует процесс взлома, который, тем не менее, остаётся незаконным и, в общем-то, неэтичным. Недавно обновлённый набор этических рекомендаций для компьютерных профессионалов постулирует, что люди должны «получать доступ к ресурсам для вычислений и коммуникаций только санкционированным образом, или же в целях всеобщего блага», и отмечает, что в случае использования последней причины необходимо «принимать чрезвычайные меры для того, чтобы избегать причинения вреда другим».
Такие хакеры, как Эллиот из сериала «Мистер Робот», возможно, и имеют какое-то моральное право атаковать большие корпорации, но, как это видно в процессе развития сюжета, это может катастрофически повлиять на невинных людей.
Поэтому, хотя неплохо демонстрировать процесс взлома реалистично, иногда лучше посмеяться над тем, как ужасно он представлен. Я бы хотел видеть более полную картину, описывающую взлом, а также более реалистичные его последствия. «Мистер Робот» явно находится тут в первых рядах, но у кино и сериалов всё же ещё остаётся много возможностей для более реалистичного и критического взгляда на технологию и общество.